«Юные исследователи»

Воспитатель высшей категории Баранова Анна Павловна.
Воспитатель высшей категории
Баранова Анна Павловна

Распределение задач по возрастам:

Средняя группа:

  1. Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  4. Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.

     Старшая группа:              

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать   умение пользоваться приборами- помощниками,
  3. оборудованием для детского экспериментирования.      
  4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  5. Воспитывать   самостоятельность. 

Подготовительная   к школе группа:

  1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  2. Формировать   умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  3. Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками,оборудованием для детского экспериментирования.  
  4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  6. Воспитывать   самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Отличительной особенностью данной программы от других является комплексное применение практических методов обучения дошкольников.

Программа разработана для детей дошкольного возраста.

                 Программа рассчитана: 4-5, 5-6, 6-7 - лет;

Сроки реализации: три года.

Формы и режимы работы

Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей –занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).

Образовательная деятельность по программе кружка «Юные исследователи» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.

Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Юные исследователи» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – от 10 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

Принципы

Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

        непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям  применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

       обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных

        возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по  теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ожидаемые результаты освоения программы:

У детей будут:

  • Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
  • Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
  • Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
  • Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
  • Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
  • Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
  • Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.

II.   Материально-технические условия

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Оборудование центра экспериментирования.

Центр «Песок,  вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки,  предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Центр «Воздух»:  веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы ( желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды,  лупа,  кусочки меха, вата,  картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус, янтарь,  линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы,  карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона.

Значительную часть такого оборудования  я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли  из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Занятие может проводить воспитатель, имеющий педагогическое образование, без требований к стажу работы.

Основные требования к знаниям, умениям навыкам

после года обучения:

  1. видеть и выделять проблему,
  2. принимать и ставить цель,
  3. решать проблемы,

После второго года обучения:

1.анализировать объект или явление,

        2.выделять существенные признаки и связи,

        3.сопоставлять различные факты,

        4.выдвигать гипотезы, предположения,

        5.отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

после третьего года обучения:

1.осуществлять эксперимент,

2.делать выводы,

3.фиксировать этапы действий графически.

Тематическое планирование

Перспективный план занятий кружка «Юные исследователи» в средней группе

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Педагогическое обследование детей.

Знакомство с оборудованием.

Свойства воздуха.

Что в пакете?

Ноябрь

Свойства воздуха. Загадочные пузырьки.

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Теплота.

Зачем зайчику другая шубка?

Теплота.

Как согреть руки?

Декабрь

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Свойства воды.

Изготовление цветных льдинок.

Свойства и качества предметов.

Легкий – тяжелый.

Свойства и качества материалов.

Приключения красок.

Январь

Каникулы.

Макромир.

Увеличительное стекло.

Свойства и качества материалов.

В мире пластмассы.

Свойства и качества материалов.

Стеклянный город.

Февраль

Свойства и качества материалов.

Мир металла.

Свойства и качества материалов.

Мир ткани

Человек.

Умный нос.

Человек.

Язычок – помощник.

Март

Магнетизм.

Волшебная рукавичка.

Вес. Притяжение.

Угадай-ка.

Свойства снега и льда.

Почему тает снег?

Свойства снега и воды.

Где весна наступит быстрее?

Апрель

Окружающая среда.

Почему птицы могут летать?

Звук.

Почему все звучит?

Свет.  Цвет.

Свет вокруг нас.

Растительный мир.

Как дышит растение?

Май

Растительный мир.

Где прячутся детки?

Растительный мир.

Для чего корешки?

Познавательная викторина

«Угадай-ка»

Педагогическое обследование.

Перспективный план занятий кружка «Юные исследователи» в старшей группе.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Педагогическое обследование детей.

Свойства воздуха.

Упрямый воздух.

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Ноябрь

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Теплота.

Твердые - жидкие

Танцующая фольга.

     

Прыгающие рисовые хлопья.

Декабрь

Свойства воды.

Почему не тонут айсберги?

Свойства снега и льда.

Где быстрее?

Космос.

Темный Космос. Вращение Земли.

Познавательный вечер.

«Волшебные превращения».

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Свойства и качества материалов. Родственники стекла.

Свойства и качества материалов.

Приключения красок.

Февраль

Человек.

Наши помощники - глаза.

Человек.

Вдох - выдох.

Электричество.

Волшебники.

Путешествие в прошлое лампочки.

Март

Магнетизм.

Волшебная стрелка.

Вес. Притяжение.

Почему все падает на Землю?

Звук.

Где живет эхо?

Свойства воздуха.

Почему дует ветер?

Апрель

Живая природа.

Кто как летает по воздуху?

Свойства снега и воды.

Где весна наступит быстрее?

Растительный мир.

Может ли растение дышать?

Растительный мир.

Для чего корешки?

Май

Свет. Оптика.

Световой луч.

Познавательная викторина

«Все обо всем»

Педагогическое обследование.

Итого: 26 занятий

Перспективный план занятий кружка «Юные исследователи» в подготовительной к школе группе

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Педагогическое обследование детей.

Глина и камни.

Могут ли животные жить в земле?

Свойства воздуха.

Поиск невидимки.

Октябрь

Свойства воздуха.

Свечка в банке.

Свойства воздуха.

Реактивный шарик.

Свойства и качества материалов. Мир металлов.

Свойства и качества предметов. Почему не тонут корабли?

Ноябрь

Свойства воды.

 Образование пара.

Свойства снега и льда.

Вода двигает камни.

Теплота.

Тепло против холода.

Теплота.

«Волшебные превращения».

Декабрь

Рукам своим не верю! Отпечатки пальцев, кожа

Мыло – фокусник. Волшебная пена.

Космос.

Далеко – близко.

Познавательный вечер.

 «Занимательные опыты и эксперименты»

Январь

Каникулы

Каникулы.

Волшебные зеркала

Всасывание воды

.

Февраль

Куда делись чернила?

Научи яйцо плавать

Понятие об электрических зарядах

Электричество.

Прыгающая фольга

Март

Магнетизм.

Волшебное озеро.

Разбегающиеся зубочистки.

Звук.

Звуки и вибрация.

Спичечный телефон

Апрель

Превращения веществ.

Загадки растворимости

Свет. Оптика.

Световой луч. Радуга.

Эволюция.

Как возникли вулканы?

Растительный мир.

Как дышат растения?

Май

Дождевое облако в банке.

Развлечение «В гостях у Архимеда»

Педагогическое обследование.

Всего: 30 занятий

Программа занятий

Актуальность. Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

                

Педагогическая целесообразность: Материал работы посвящен проблемам развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, освоению детьми способов и методов познания окружающего мира, проведению элементарных опытов.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.  Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

  • Деятельностного подхода
  • Индивидуально-дифференцированного подхода
  • Максимальной опоры на различные анализаторы
  • Поэтапности и последовательности
  • Системности и регулярности
  • Комплексности.

Цель работы кружка:

                 Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности    в процессе формированияпредставлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи:

  • Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
  • Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
  • Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
  • Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
  • Учить фиксировать результаты исследований;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie